Первые шесть недель после родов ребенок адаптируется к жизни вне маминого животика. Каждый стресс, испытанный малышом в этот период, перерастает в проблемы со здоровьем, страхи, беспокойства и пр. Поэтому крайне важно, чтобы в эти дни мама создала для новорожденного условия, максимально приближенные к внутриутробной жизни. А поможет нам в этом знание базовых потребностей малыша. Составляющие мягкого ухода — это: Грудное вскармливание. Живя в животике малыш заглатывал околоплодные воды, поэтому их вкус является привычным для него. Природа позаботилась о том, чтобы этот вкус встречался и во внешнем мире — естественная смазка соска и ареолы материнской груди имеет тот же запах и вкус, что и околоплодные воды. Свободное пеленание. 9 месяцев малыш жил в теплом уютном мешочке — плаценте, где мог двигать ручками и ножками, однако в последние недели беременности пространство вокруг него было достаточно тесное, чтобы выпрямиться или широко размахивать конечностями. Внешний же мир — это бесконечное пространство, которое способно повергнуть новорожденного, еще не умеющего хорошо координировать свое тело, в шок. Родившись, ребенок по-прежнему стремится принять позу эмбриона, однако частенько его ручки и ножки резко дергаются — вскидываются, что пугает малыша, и он начинает плакать. От вскидываний и страха перед огромным пространством спасают мамины объятья и пеленание. Однако вовсе не нужно пеленать ребенка туго, «солдатиком», когда ребенок не может пошевелиться в своих оковах. Пеленание должно быть свободное, чтобы малыш мог согнуть ножки и ручки, даже достать кулачок и ощупывать им личико и голову. Так что, если у вас, мамы, не получается запеленать ребенка так, как это делают медсестры роддома, то не унывайте, ведь тот бесформенный мешок из которого через минуту уже вылезли ручонки, — это почти свободное пеленание. Первые 2-3 недели ребенка пеленают вместе с ручками, далее — ручки остаются свободными для исследований, а ножки пеленаются (но на засыпание и сон ребенок все еще может нуждаться в пеленании и ручек). Когда прекращать пеленание подскажет маме сам ребенок: если он уже не вскидывает ручки и ножки во время сна, если он спокоен и исследует ручками свое тело и окружающие предметы, то уже не нуждается в пеленании. Если же ребенок беспокойный, его конечности вскидываются, то пеленание напомнит ему о внутриутробном комфорте и поможет справиться со стрессом. Важно! Учитывая тот факт, что новорожденный испытывает стресс, ощущая вокруг себя непривычное огромное пространство внешнего мира, на протяжении адаптационного периода не рекомендуются прогулки на улице, особенно в холодное время года. Летом можно начать прогулки с 30-го дня жизни ребенка и то только на закрытом балконе (веранде). Поэтому первые 6 недель жизни малыша в холодное время года помещение проветривается минимум два раза в день, в теплое время можно и постоянно. Сквозняк страшен только для спящего ребенка, если же малыш бодрствует, то его можно не выносить из проветриваемой комнаты. А первые выходы на улицу должны быть только на руках матери (или в слинге), чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, и со свободным доступом к груди. Адаптационное купание. Здесь аналогично и с большим воздушным пространством: хоть водная среда знаком ребенку еще из внутриутробной жизни, он может испугаться гораздо большего водного пространства ванночки и в последствии бояться воды. Чтобы купание было комфортным и вызывало только приятные эмоции, ребенка нужно купать в пеленке. Температура воды должна быть приближена к температуре околоплодных вод — 37-38°С. Ребенка, завернутого в пеленку, плавно опустить в ванночку с водой, придерживая головку. Тельце обливать водичкой минут 10-15, следя за температурой воды. Это расслабляет малыша так, что он может даже задремать. А потом разворачивать пеленку и обмывать кроху: сначала ножки, потом животик, потом ручки и спинку, потом шейку, головку и личико (ножки помыли — завернули, животик помыли — завернули и т.д.). это обмывание проводить быстро, так как ребенку оно не особо нравится после приятного расслабления. Затем достать малыша в полотенце и сразу же дать грудь. Выйти с ним в комнату и подождать, пока он остынет. В теплое время года на это уйдет 5-10 минут, в холодное — до 20 минут. После этого обработать пуповину и запеленать/одеть малыша. Если купание проходит в большой ванне — то только вместе с мамой (такие совместные купания помогают наладить ГВ: в теплой водичке и на маме нет ничего лучше, чем сосать грудь). Примерно с трех месяцев ребенок уже готов купаться в большой ванне без пеленки. В использовании детской косметики (средства для купания и лосьоны-масла после купания) ребенок не нуждается, они только мешают коже функционировать. Важно! Ни в коем случае во время адаптационного периода нельзя купать ребенка одного в большой ванне, учить плавать и нырять, а после ванны обливать более прохладной водой. Если родители хотят закаливать ребенка, то в таком возрасте лучшее закаливание — это воздушные ванны и подмывание после туалета водой разных температур. Постоянный телесный контакт с мамой. Всю беременность ребенок слышал стук сердца мамы, ее дыхание, тепло ее тела, укачивался в ритме ее шагов. И после рождения постоянный телесный контакт с мамой напоминает малышу о прекрасных моментах внутриутробной жизни, тем самым помогая адаптироваться к внешнему миру. Обеспечивается телесный контакт ношением на руках (в слинге) и совместным сном.
Пестовальная гимнастика. У мамы в животике малыш жил в позе эмбриона, которая чем-то напоминает овал. И после рождения ему кажется, что его тело овальное, он еще не умеет хорошо координировать свои движения, не знает, что у него есть ручки, ножки и другие части тела. Пестовальная гимнастика позволяет ребенку осознать, где и что у него находится, а также является мягким массажем. Помните потешки, которыми развлекали нас бабушки? «Потягушки», «Кую, кую ножку», «Идет Бай по стене» и прочие? Это все не просто детский фольклор, а проверенное веками практическое руководство по беби-массажу. Пестовальная гимнастика основывается на поглаживаниях и растираниях всех частей тела, а когда ребенок подрастает появляются новые упражнения и потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Касочка-ласочка» и другие, способствующие развитию мелкой моторики, памяти и речи. Если вы не знаете ни одной потешки, то просто во время легкого массажа (комплексы массажа для детей разного возраста есть в детских поликлиниках) называйте ребенку все части тела, над которыми вы работаете («А какие у нас рученьки/ноженьки/пальчики/щечки!» и т.д.). Профессиональный массаж, если на то есть показания, лучше делать по прошествии адаптационного периода. Автор: Татьяна СТАНКЕВИЧ По теме читайте также: http://am-am.info/slagayushhie-myagkoj-adaptacii-novorozhdennogo-k-vneutrobnym-usloviyam-zhizni/ , http://am-am.info/noshenie-rebenka-na-rukax-osnovnye-xvaty-video/ , http://www.rojana.ru/kak-derzhat-rebenka-na-rukah.html , http://am-am.info/fiziologicheski-obosnovannoe-pelenanie/ , http://www.rojana.ru/glavnoe-s-mamoj-ne-rasstavatsja.html , http://am-am.info/pelenanie-novorozhdennogo-zachem-i-kak-pelenat-video/ , http://www.rojana.ru/pelenanie-novorozhdennogo.html , http://am-am.info/foto/uxod-za-rebenkom/pelenanie/ , http://mamalara.ru/kak-kupat-novorozhdennogo-rebenka-fotoreportazh/ , http://www.rojana.ru/termoadaptacija.html , http://am-am.info/adaptacionnoe-kupanie-grudnichka/ , http://am-am.info/faq/metod-estestvennoj-gigieny-vysazhivanie/ , http://www.rojana.ru/organizacija-progulok.html .
|