О том, каким бывает естественный
— педагогический — прикорм, мы узнали из первой части статьи. Сейчас же остановимся на особенностях практического применения опыта
млекопитающих и мам, знающих законы Природы.
В педагогическом прикорме нет
столь сложных инструкций, как в педиатрическом, однако некоторые правила стоит
соблюдать:
1) Вводить прикорм нужно не ранее чем ребенку исполнится
6 месяцев. Именно в этом возрасте малыш готов к знакомству с пищей взрослых: он
умеет сидеть, у него есть зубы, он активно проявляет пищевой интерес, требуя
то, что ест мама или другие члены семьи. (Если пищевой интерес ярко выражен в 5
или 5,5 месяца и ребенок требует еду, что «караул», то можно дать ему
полизать овощ или фрукт).
2) Во время трапезы ребенок сидит у мамы на коленях — так
он видит, что находится в тарелке, и мамина грудь в свободном доступе.
3) Первое время давать ребенку малюсенькие кусочки пищи —
микродозы. Микродоза составляет такой объем, как одно рисовое зернышко. Такими
маленькими кусочками ребенок не подавится, зато сможет их пожевать, посмаковать
и проглотить. Через неделю-две ребенок уже уйдет от микродоз и будет требовать
кусочки побольше.
4) Цель педприкорма — не накормить ребенка, а познакомить
его с пищей взрослых. Поэтому не надо следить за тем, сколько съел ребенок, и
заставлять его съесть еще «ложечку за папу» или плясать перед ним, запихивая
очередную ложку в рот. Ребенок сам определяет, сколько и когда ему съесть.
Прикорм, как и кормление грудью, должен быть по требованию.
5) С введением прикорма не ограничиваем ребенка в сосании
груди — мамино молочко по-прежнему является основным источником питательных
веществ, а также в нем сейчас содержатся готовые ферменты, помогающие
пищеварительной системе малыша переваривать пищу взрослых.
6) Меню ребенка — такое же, каким было у его мамы во время
беременности, и какое у нее сейчас — во время грудного вскармливания:
разнообразное, натуральное, в меру соленое-перченое.
Ну, а сейчас —
небольшой мастер-класс по естественному прикорму от меня и моей дочки Яночки.
1. Здесь Яне 7 месяцев. Пищевой интерес налицо — рука
тянет к себе тарелку с супом. Так как прикорм мы ввели чуть раньше, то уже ушли
от микродоз — кушаем с ложки. Обратите внимание на то, что я допускаю ошибку —
держу Яну не на коленях, а в шезлонге. Дело в том, что в 6 месяцев Яна еще не
сидела. Поэтому я боялась опережать ее развитие и садить ее к себе на колени. А
шезлонг имел три положения спинки, поэтому я кормила ее полулежа. Однако позже я
узнала, что, даже если ребенок не сидит в 6 месяцев, то на колени его садить
можно, только главное — чтобы он спинкой опирался о живот мамы, как будто сидит
в шезлонге.
2. Яне 8 месяцев. Пищевой интерес подогревается с каждым
днем, ей интересно все, что ест мама, и она уже легко может утащить кусок с
тарелки (поэтому я ставила тарелку с едой подальше). На дворе — октябрь, мы
доедаем последние помидоры с приусадебного участка. Яна, как и я, — большая
любительница этого овоща.
3. Год и 1 месяц. Яна продолжает осваивать столовые
приборы, а также испытывать возможности своего организма — в этом обучающая,
педагогическая сторона педприкорма. Обратите внимание на то, что она держит
вилку в одной руке, а еду берет другой рукой. Это — нормально. Ребенку еще сложно
орудовать вилками-ложками, зато руки — прекрасно берут и доносят до рта
желаемое. На втором снимке Яна поглощает квашеную капусту, проверяя, сколько
можно впихнуть в рот за раз. Набив рот под завязку, она понимает, что не может
жевать и глотать, поэтому вываливет все обратно на стол, и уже потом берет
маленькую дозу. Эксперимент продолжается через раз. И такое поведение — тоже
нормально. Однако взрослые знают, что набивать полный рот неудобно, поэтому
постоянно твердят малышу, что нужно откусывать по чуть-чуть, пережевывать, —
это тоже воспитание.
4. Год и 4 месяца. Июнь — ягодная пора. Пока мама и
бабушка собирают ягодки в ведерко, Яночка собирает их в ротик. Воспитательный
момент педприкорма — ребенок знает, откуда берутся ягоды, различает их по
видам, знает, какая ягода считается спелой, а какая — нет. Ну и немножко
грязьки поесть — для повышения иммунитета. Мамино молочко все уравновесит.
5. Год и 6 месяцев. Яна продолжает осваивать столовые
приборы. Сейчас она ест двумя ложками сразу. Эксперимент таков: зачерпнуть
правой ложкой — съесть. Зачерпнуть левой ложкой — съесть. Зачерпнуть левой
ложкой — перелить в правую ложку — съесть. Примерно в этом же возрасте
начинаются аналогичные действия с жидкостями: если дать Яне пить в кружке, то
она найдет вторую емкость, куда будет переливать питье до его полного
растекания по полу. И это — нормально. Ребенок изучает свойства еды, питья и
посуды. Родители только задают границы дозволенности. Обратите внимание на то,
что Яна ест голая. Так как ребенок еще не умеет есть аккуратно, еда обязательно
будет течь по животу, рукам, разбрызгиваться по столу, стулу и полу, то маме
придется много мыть и стирать. Так вот, ребенка отстирать легче, чем одежду.
Еще обратите внимание: у Яны уже полноценная порция еды. Вот так, легко и без
напряга со стороны мамы, ребенок сам увеличил потребление взрослой пищи, так
как он уже тратит много энергии на игры и рост, а к груди прикладывается все
реже, в основном вокруг снов.
6. И, напоследок, доказательство того, что ребенок никогда
не оставит себя голодным. Здесь Яне почти 2 года. Она так набегалась и
наигралась с котом, что очень проголодалась. А голод — не тетка, и с ним не до
этикета, поэтому Яна ест суп черпаком прямо из кастрюли.
И еще немного про обучающую
сторону педприкорма. В течение года, с 6 до 18 месяцев, ребенок знакомится с
едой сезон к сезону: летом и осенью ест много свежих овощей и фруктов,
некоторые прямо с грядки, зимой и весной — эти же продукты, только
консервированные или сушеные. Продукты животноводства — круглый год. Еще не
стоит забывать о традициях: на Рождество, Пасху, другие праздники накрывается
особый стол, состоящий из традиционных блюд, которые отличаются от сезона к
сезону. И, принимая пищу со всей семьей, а также участвуя в ее приготовлении,
ребенок получает знания о порах года, праздниках, растениях, физиологии
животных и т.д. со стороны гастрономии.
Автор: Татьяна СТАНКЕВИЧ
По теме читайте также: http://am-am.info/kak-rebenka-nauchit-est/
,
http://mamamia.by/node/3434 ,
http://gvborisov.ucoz.ru/load/formirovanie_pishhevogo_povedenija_u_detej/1-1-0-22
|